Saga
Saga

Стили искусства эпохи викингов

0 14902 27

Многочисленные археологические находки эпохи викингов​ свидетельствуют о том, что изобразительное искусство было важным направлением деятельности в тот период.

Исследователи считают, что викинги, скорее всего, имели на своем теле татуировки, которыми они украшали свою внешность тем же узорами и мотивами, которые использовались для украшения оружия, ювелирных изделий и других предметов.


В эпоху викингов существовало шесть основных художественных стилей:

Усберг/Броа

Борре

Еллинг

Маммен

Рингерике

Урнес



Периодическая шкала художественных стилей эпохи викингов


Усеберг/Броа

Стиль Усеберга/Броа назван в честь найденного захоронения Усебергского корабля (около 834 г. н.э.), обнаруженной на большом кургане на ферме Усеберг под Тёнсбергом в Вестфолле, Норвегия и находки ленточных орнаментальных мотивов клада из Броа, остров Готланд, Швеция. Сам корабль, а также многочисленные деревянные предметы, гобелены и сотни других артефактов, найденных в нем, были богато украшены резьбой "звериным орнаментом". Возможно, самый древний предмет, найденный в Усеберге, это так называемые "сани Шетелига". В данном районе обнаружены три экземпляра богато орнаментированных саней, а одни – простой работы. Все они были снабжены съемной рамой (такой же, какую устанавливали на телеге для перевозки сена), чтобы закреплять перевозимый на них груз. Рамы не являлись непосредственными частями саней, к которым прикреплялись: в основном захоронения осуществлялись летом, поэтому, видимо, их просто достали из сарая, где хранили утварь, поскольку они пригодились. Каждый угол "саней Шетелига" украшен головой дикого льва, которую можно считать копией слегка переработанной формы классической головы льва, свойственной в этот период времени континентальному искусству. Боковые стороны саней разделялись лепными украшениями на два уровня, для каждого из которых был свойственен определенный орнамент.


Характерной чертой стиля Броа является изображение неравномерная толщина волнистых линий, неровных асимметричных фигур, асимметричность орнамента, заключенного в симметричную «геометрически правильную рамку». «Округлое туловище» зверя разделено на переднюю и заднюю половины, и соединено миниатюрной «талией». Изображение голов зверя в фас, а не профиль. Миниатюрная голова зверя вплетается в тело соседнего зверя. Характерной черта стиля Броа является мотив изображения зверя в виде восьмерки.



Борре

Стиль оформления королевских курганов, обнаруженных в местечке Борре, от которого он и получил свое название, где найдены характерные закрученные кольца с изображением животных с кошачьеподобной головой, с тщательно вырезанным лицом и с цепкими когтями, демонстрирует дальнейшее развитие усебергского стиля. Плоская голова животного, выполненная на удилах, найденных в захоронении, того же происхождения, что и головы на ложе из Усеберга. Новым здесь является комбинация кошачьеподобного лица с плетеным орнаментом, формирующим цепь в виде кольца, в которой оставляли небольшие треугольнички, украшавшиеся полосами, состоявшими из трех или четырех линий. Ленты, создававшие плетение, были составлены из двойных линий, которые перекрестно заштриховывались, возможно чтобы имитировать филигранную работу.

Характерной чертой стиля Борре является выделенная голова животного. Зооморфные элементы окончательно складываются в зооморфный узел, связанный ленточным орнаментом, и отсутствием линейного ленточного орнамента.

Стиль Борре использовался в ювелирных работах в технике зерни и скани. В центре круглых фибул изображалась морда зверя в фас, остальное поле фибулы было занято сплетениями туловища. Или изображение морды зверя в фас над дуговидным туловищем. Изображение из цепи колец, с чередованием кругов и ромба или треугольника, без замысловатых узлов. Основное отличие стиля Борре от стиля Усеберг/Броа состоит в полном вытеснении линейного ленточного орнамента, и изображение стандартного элемента звериного узла и цепи из колец (ring-chain). Коллекция небольших бронзовых украшений из захоронений в Борре незначительна, но она демонстрирует исследователям индивидуальный подход мастера к обработке тем изображений и в обращении с ними.



Еллинг

Вторая разновидность звериной орнаментики эпохи викингов получила название стиля Еллинг, по находкам в резиденции датских конунгов IX-X веков. Название стиля происходит по находке серебряной чаши из королевского кургана в Еллинге (Дания), кроме того, он был найден с некоторыми фрагментами дискоса, восковых свечей и маленьким крестиком. Невероятно поэтому утверждение, что могила принадлежит языческому королю. Хотя данный кубок стоит в ряду наиболее ярких примеров работ в стиле Еллинге, украшение кубка скудно в концептуальном плане и исполнении. Длительное время он сосуществует с более языческим и простым стилем Борре.


Стиль Еллинг значительно более аристократичен, и украшен по королевски. Изысканные и эффектные вещи еллингского стиля выполнены с большим художественным вкусом, они часто были украшены позолотой и рассчитаны на богатых людей из окружения конунга. Характерные особенности стиля Еллинге — изображение головы зверя в профиль, и лентовидные туловища зверей в переплетении фигур.



Маммен

Название Стиль Маммен получил по характерным изображениям на литых изделиях из кургана в Маммене (Дания). Изображения зверя менее абстрактно, увеличен размер тела зверя, часто спиралевидное изображение бедренной части конечностей зверя. На внутренней орнаментации изображают несколько рядов полос или точек.

Стиль Маммен был распространен в Дании в 960-1020 гг. Он представлен в орнаментике, которой был украшен топор, найденный в захоронении некоего богатого человека в Маммене (Средняя Ютландия).


Рингерике

Само название стилю дал красный песчаник из Хоула в Рингерике (юго-восточная Норвегия). Исследователи использовали его для обозначения серии памятников, выполненных в разных стилях и широко распространенных в Норвегии, в Халлингдале, Тотене, Хаделанде и самом Рингерике. Если говорить о растительном орнаменте, стиль Рингерике представляет только одну грань стиля Маммен. Деревья с перекрещенными стволами, изображенные на топоре из Маммена, повторяют орнамент на камнях, найденных в Ванте и Альстаде, и проводят связующую линию между предметами группы Рингерике, со шкатулкой из Каммина, а также с камнями, выставленными в настоящее время в музее Гилдхолл. На камнях представлены реалистичные художественные сцены, некоторые из них местного происхождения (например, сцена из истории Сигурда, убийцы Фафнира, на камне из Альстада), другие пришли из-за границы (например, изображение трех волхвов у яслей на камне из Дюнны).



Урнес

Более поздние находки, например церковь из Урнеса в Норвегии (по названию которой и происходит данный стиль) из Хемсе на Готланде и фрагменты изделий из Брогарпа в Сконе и Хьерринга в Дании, указывают на то, что работа по дереву была, как правило, работой с большим масштабом, и то, что стиль был действительно широко распространен.

Воздвижение рунических камней происходило в XI веке на небольшой части огромной территории, и, таким образом, возможно, это приводит нас к ошибочному мнению о распространении стиля; но примечательно, что металлические предметы, изготовленные в соответствии с ним, находят по всей территории, на которую ступала нога скандинава.

Стиль Урнес с его невероятно элегантным, высотой в дюйм, рельефом и создающимися в результате этого "затемнениями", с его "узкими" животными и свернувшимися в спираль драконами является последней стадией в развитии "звериного орнамента" в искусстве Скандинавии. Урнес виртуозно используется в изображениях на многих рунических камнях в Средней Швеции, и при этом волнообразная орнаментика приспособлена к форме камня, а руны вырезаны внутри длинного туловища змей.

В Швеции скандинавский стиль Урнес получил название «стиль рунических камней», оказавшее сильное влияние на римское искусство, преобладавшее в то время в Скандинавии.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!